Наверняка при прослушивании музыки Ваше воображение рисует в голове разные картины. Какая-то музыка напоминает Вам безграничный шумящий океан, другая – тихий умиротворённый лес… Но бывало ли такое, когда на определённый звук у Вас в голове появлялся не образ, а конкретный цвет?
Светомузыка (то же, что и цветомузыка) — это вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такая способность соотносить различные ощущения называется синестезия.
Люди-синестетики – довольно редкое явление, примерно 1 из 200 взрослых обладает даром синестезии. На самом деле, способностью воспринимать явление сразу несколькими органами чувств обладают все дети с рождения, но затем эта способность утрачивается из-за отмирания нейронов, и примерно в 6 месяцев у ребенка уже не смешиваются импульсы от разных органов чувств. Но у некоторых детей не происходит разрушение связей после отмирания нейронов, и такие люди могут «слышать изображение» или «видеть музыку».
Известно, что «цветным слухом» обладали композиторы Скрябин, Шостакович, Римский-Корсаков, Чюрлёнис, живописец Кандинский. Скрябин первым пытался воплотить в своих произведениях систему светомузыки, когда исполнение должно было сопровождаться световым рядом. Л. Л. Сабанеев (известный русский музыковед, композитор, музыкальный критик) записал «звукоцветовые соответствия», которые представил ему Скрябин: «До – красный; Соль – оранжево-розовый; Ре – жёлтый; Ля – зелёный; Ми – сине-белесоватый; Си – похоже на Ми; Фа диез – синий, яркий; Ре диез – фиолетовый; Ля бемоль – пурпурно-фиолетовый; Ми бемоль, Си бемоль – стальные цвета с металлическим блеском; Фа – красный, тёмный».
Кроме определённой ноты люди могут присваивать цвет определённому тембру. Например, Кандинский после прослушивания произведений Шёнберга описывал свои ощущения так: «желтый — пронзительное звучание трубы, синий светлый — нежный звук флейты, синий темный — суровая виолончель, зеленый — спокойное, долгое звучание скрипки…».
Интересно, что по результатам исследований было обнаружено, что часто разные люди приписывают схожие цвета одинаковым нотам, хотя всё равно этот процесс остается сугубо индивидуальным. Организм человека по-своему реагирует на частоту звука и выстраивает ассоциации с цветом.
Цветовая система так же часто используется в обучении детей в подготовительных классах музыкальных школ. Каждой ноте присваивается цвет, вырезаются разноцветные кружочки, их можно помещать на нарисованный нотный стан. Так маленькие дети лучше запоминают ноты и развивают своё воображение.
Чтобы понять, есть ли у Вас «цветной слух» или нет, слушайте больше интересной красочной разнообразной музыки!
Развивайте своё восприятие прекрасного!