Фортепианные хитрости

Часто при игре мы замечаем, что какие-то места удаются нам с лёгкостью, а какие-то, на первый взгляд не очень сложные, отнимают много времени и не получаются идеально. Почему же так происходит?

Во-первых, имеют место быть редакторские ошибки. В современных нотных изданиях часто встречаются опечатки и ошибки – это касается не только нот, но и аппликатуры. Поэтому внимательно изучайте нотный текст, ищите логичные аппликатурные варианты, которые будут удобны для Вас. Отталкивайтесь от фразировки. Так же помните, что 4й и 5й пальцы слабее остальных, следует избегать их частое использование в сложных технических местах. Для исполнения, например, остинатно-повторяющихся нот, наоборот используйте 2й или 3й палец, как наиболее сильные.

Неудобства часто возникают при игре переложений. Например, ария из оперы на сцене театра исполняется в сопровождении оркестра. Для фортепиано сделано переложение, клавир, задача которого – довольно подробно уместить все партии оркестра в партию одно фортепиано. Поэтому и возникают неудобства: какая-то мелодия может быть разложена в оркестре и с лёгкостью сыграна, например, скрипками и флейтами, а в клавире она же поручается одной правой руке и доставляет много хлопот.

Послушайте запись исполнения с оркестром, выделите главное, то, что слышно в оркестре. В каких-то местах можно «выкидывать» лишние ноты в аккордах или голосах при полифоничном развитии, если их крайне неудобно играть, и из-за этого портится всё общее развитие. Если какой-нибудь пассаж написан для одной руки, а во второй в это время паузы, то попробуйте разложить его и сыграть двумя руками – это может быть намного удобнее и позволит добиться ровности в звучании.

Обращайте внимание на штрихи. Они помогут легче сыграть то или иное место. Если это переложение – послушайте запись оригинала и выясните, какими инструментами исполняются темы. Инструменты подскажут Вам тембр и штрих. Попробуйте подражать этим инструментам в игре на фортепиано. Если это оригинальное произведение для фортепиано, то штрихи должны быть продиктованы именно пианистическими особенностями, обращайте внимание на авторские указания.

Следите за фразировочными лигами. Важно понимать – далее идёт продолжение предыдущего материала, или начинается новое? Если новое, то нужно отделить эту фразу и в голове, и обязательно движением руки – сверху уверенно начать новый материал.

Помните, что на такие хитрости пианисты идут только ради общего ровного красивого звучания. Не увлекайтесь, не делайте излишних перекладываний из руки в руку или чрезмерно наигранных движений. Всё должно быть естественно и удобно. Следите за тем, какой звук получается у Вас в итоге. Именно слух должен подсказывать Вам те или иные способы сделать своё исполнение лучше!

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.