Метроном – полезное или вредное изобретение?

Метроном был изобретён Дитрихом Винкелем и доведён до совершенства Иоганном Мельцелем в начале XIX века. Сейчас кроме механического метронома существуют и электронные варианты. Благодаря своему устройству, он позволяет определять темп, то есть необходимую скорость исполнения произведения. Есть шкала цифр, указывающая количество ударов в минуту. Чем меньше цифра, тем медленнее будет стучать метроном, чем больше – тем быстрее. Механические часы тоже можно назвать метрономом, но они стучат нам всегда один и тот же темп – 60 ударов в минуту.

Каждой цифре условно соответствует определённый музыкальный темп: 40 ударов – Grave, 84 – Moderato, 185 – Prestissimo. Нужно помнить, что все эти обозначения весьма условны. Часто одному темпу соответствует промежуток ударов в минуту, например Allegro – 120-160 ударов в минуту. Это значит, что если в произведении слева сверху над нотным станом указан темп, например, «Andante», то не нужно бежать к метроному и искать, сколько это ударов в минуту. Скорее, нужно отталкиваться от перевода термина с итальянского языка. «Andante» означает «в темпе шага». Это должен быть не слишком медленный, но и не быстрый темп, такой, в котором удобно идти. Каждый исполнитель может трактовать его по-своему. Послушав разные записи произведения, Вы скорее всего обнаружите, что его играют в разных темпах, кто-то чуть быстрее, кто-то чуть медленнее. Так же помните, что в прошлые века понятия скорости у людей были не сопоставимы с нашими, у них не было машин и самолетов, поэтому словом «Presto» («скоро») они могли обозначать не очень уж и быстрый по нашим меркам темп. При исполнении произведения отталкивайтесь от эпохи, жанра, стиля и характера произведения, а не от точных цифр метронома.

Для чего же может быть полезен метроном? Когда Вы разучиваете музыкальное произведение, то можете заметить, что начинаете играть его в одном темпе, а заканчиваете в другом. Вы можете ускорять и без того быстрые места, или наоборот – в более лёгких местах уходить в медленный темп. Избежать шаткости в темпе поможет метроном! Выберите удобный для исполнения темп, в котором Вы можете спокойно следить за нотным текстом, и подберите соответствующий темп на метрономе. Лучше, чтобы в начале метроном совпадал с более мелкими длительностями – восьмыми или четвертями, а не целыми нотами и только началом такта. Запустите его ровный стук и попробуйте сыграть произведение от начала до конца, чтобы везде, в каждом такте, полностью совпадать с метрономом. «Включите» уши на максимум и слушайте! Вы заметите, в каких местах расходитесь с метрономом. Отметьте себе эти места и обращайте на них внимания при игре уже без метронома.

Так же метроном может быть полезен, когда Вы разучиваете технически сложное быстрое произведение. Бывает, что при долгой игре в быстром темпе теряется качество исполнения, ноты «пробалтываются», пальцы не успевают четко сыграть все пассажи. В таком случае, возьмите более медленный темп, включите метроном, и сыграйте в этом удобном темпе без ошибок и «забалтывания» всё произведение. Затем, сделайте стук метронома чуть быстрее, и снова попробуйте сыграть. Если почувствовали неудобство, то вернитесь к предыдущему темпу, снова сыграйте в нём, а затем делайте шаг изменения меньше. Таким образом, долго и постепенно, Вы сможете довести темп до необходимого, не теряя при этом качество исполнения.

Метроном пригодится, когда вы играете в ансамбле с другими инструментами, например трио со скрипкой и виолончелью. Во-первых, каждый может не замечать за собой, что он ускоряет или замедляет. Во-вторых, три разных человека по-разному могут чувствовать темп и нужную скорость исполнения. Во время репетиций включите метроном и вместе разучивайте произведение. Такой способ работы поможет добиться слаженной игры и единого ощущения темпа.

При такой ощутимой пользе не следует увлекаться игрой под метроном. Это может привести к сухости, чрезмерной чеканной чёткости, отсутствию выразительности в исполнении. Помните, что всегда есть место темповой свободе, люфтам, небольшим отступлениям. Поучив какое-то время произведение под метроном и добившись ровности, переходите к работе над образами и вкладывайте душу в своё исполнение!

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.