Слух – самое главное оружие музыканта! Многие считают, что пианисту не нужно обладать хорошим слухом, ведь устройство фортепиано позволяет нажать на клавишу и сразу получить готовый звук. В отличии от скрипачей, например, которым с помощью слуха самим приходится искать на струне нужную высоту ноты. На самом деле, пианисту хороший слух необходим так же, как и скрипачу, ведь он позволяет не только получать пятёрки по сольфеджио, но и совершенствовать свою игру на фортепиано. Пианист с чутким слухом всегда выделяется – он не гонится за сумасшедше быстрыми темпами, не берёт в репертуар слишком сложные произведения для его уровня, он прослушивает каждую деталь, каждую, казалось бы, незначительную мелочь, не даёт своим пальцам бесконтрольно бегать по клавишам. Давайте же обсудим – из чего состоит наш музыкальный слух, на что он влияет и как его развить?
Музыкальный слух – это не просто способность отличить ноту «до» от ноты «соль», сыгранных на фортепиано, это целый перечень разных слуховых качеств. Выделяют следующие основные виды музыкального слуха: звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, тембровый, динамический, внутренний.
Звуковысотный слух – самый наиболее развитый вид слуха у каждого человека. Это способность человека различать звуки по высоте. Различать какой из услышанных звуков был выше, а какой ниже. Различать, вверх или вниз была сыграна последовательность нот от заданной ноты. У начинающих пианистов обычно этот вид слуха развивается сам собой благодаря наглядному зрительному примеру на клавиатуре: чем правее клавиши, тем выше звук, чем левее – тем ниже. Для совершенствования звуковысотного слуха полезно подбирать по слуху знакомые мелодии, пытаться играть их в разных тональностях. В музыкальных школе и училище пишут музыкальные диктанты – это очень хороший способ развить звуковысотный слух. Чем чаще вы будете писать такие диктанты, тем быстрее слух улучшится. Если на уроке у вас не получается написать диктант, попросите педагога записать несколько диктантов на диктофон, и пробуйте писать их дома каждый день – как в спорте здесь важна регулярность тренировок.
У «продвинутых пользователей» на основе звуковысотного слуха развивается абсолютный слух. Мы знаем, что частота камертона, по которому настраивают инструмент – 440 герц – равна по частоте ноте «Ля». Человек с абсолютным слухом помнит частоту всех нот, может узнать их на слух и воспроизвести голосом.
Мелодический слух – способность улавливать последовательность разных звуков как единое целое, как мелодию. Он позволяет узнать знакомую мелодию независимо от инструмента, на котором она будет сыграна. Этот вид слуха влияет на целостное восприятие мелодии, поэтому людям с развитым мелодическим слухом при игре легче строить цельные неразрывные фразы, что особенно важно в крупных сочинениях. Для развития мелодического слуха полезно петь мелодию, играя себе аккомпанемент. В классе сольфеджио можно разделить эти роли между группами учащихся – например, два человека поют мелодию, два человека играют на фортепиано.
Гармонический слух – это способность отличать одну гармонию от другой. Тоника, субдоминанта и доминанта – первые аккорды, с которыми знакомится ученик в музыкальной школе. Затем их постепенно становится всё больше и больше, появляются разновидности, изучаются способы, как эти гармонии могут быть представлены в тональности. И задача музыканта не просто знать теорию – на какой ступени строится аккорд, из каких нот состоит, – но и уметь отличать одну гармонию от другой. Для развития этого вида слуха полезно писать диктанты (из аккордовых последовательностей), записанную последовательность играть на фортепиано, петь каждый аккорд по вертикали (ноты аккорда снизу вверх), строить в уме и петь одни и те же аккорды в разных тональностях. Так же полезно подбирать аккомпанемент к заданной мелодии, а затем играть подобранную последовательность аккордов в разных тональностях. Музыкант с развитым гармоническим слухом лучше чувствует функциональные краски различных аккордов в произведениях, это позволяет привнести ещё больше красочности в исполнение.
Полифонический слух – способность одновременно слышать в полифонических произведениях движение всех голосов. Так как даже в учебной программе пианист обязан исполнять полифонию, такой слух, несомненно, поможет ему в этом. Для развития этого вида слуха полезно играть отдельно каждый голос полифонического произведения; играть голоса парами; петь один голос, а другой играть; поручить исполнение голосов разным людям; играть все голоса одновременно, выделяя при этом по громкости какой-то один, а остальные играть тише.
Динамический слух – способность различать звуки по их силе, какой звук был громче, какой тише. Как правило, этот вид слуха развит у всех без исключения. Для исполнителя важно развивать в себе градации громкости, различать не только фортиссимо и пианиссимо, но и все варианты оттенков – меццо-форте, форте, меццо-пиано, пиано и т.д. Это добавит вашему исполнению красочности и образности.
Тембровый слух – это способность различать звучание разных инструментов. Полезно изучить какие бывают виды духовых, струнных, ударных инструментов, послушать аудио и видеозаписи профессиональных оркестров. Оркестровое мышление поможет разнообразить Вашу игру на фортепиано. Если в каком-то месте Вы представите, как эту мелодию сыграл, например, кларнет, то Вы сыграете её уже совершенно по-другому. Это добавит интересных красок в Ваше исполнение.
Очень важным видом слуха является внутренний слух. Это возможность слышать и переживать музыку про себя, без её реального звучания. Развивая музыкальную память, мы развиваем и внутренний слух. Попробуйте вспомнить про себя произведение, которое вы уже выучили и сыграли. Затем попробуйте не просто вспомнить мелодию, а представить, как Вы играете это произведение. Попытайтесь в своём воображении поработать над отдельными моментами, представлять точные нужные штрихи и динамику. Такая работа очень помогает в работе над произведением, ускоряет его выучивание и делает игру более уверенной.
Как вы видите, музыкальный слух устроен довольно сложно. И на его развитие нужно потратить определённое время. Помните, что грамотный исполнитель сначала слышит и только после этого воспроизводит музыку. Уши управляют его пальцами, а не пальцы бездумно несутся вперёд, не давая ушам возможности контролировать происходящее. Развивайте все виды слуха и совершенствуйте свою игру!