«В дуэте с вокалистом» – как научиться быстро сыгрываться с певцом?

Пианистам в процессе профессионального обучения приходится играть не только сольно и в ансамблях с другими инструментами, но и изучать концертмейстерское искусство, работая с певцами. В дальнейшем, хорошие навыки концертмейстера всегда пригодятся, ведь очень часто вокалисты просят знакомых пианистов подыграть им на концерте или конкурсе. Так как же научиться правильно работать над вокальным произведением и быстро находить общий язык с певцом?

Первое, на что нужно обратить внимание – это текст. В отличии от сольных фортепианных произведений, в которых мы можем сами придумывать сюжет и какие-то подтекстовки, в вокальных произведениях текст является главным образующим элементом. Композитор сочиняет музыку на текст, а не текст накладывают на имеющуюся музыку. Поэтому очень важно внимательно относиться к слову. Безусловно, музыка сама подскажет Вам, где развитие, кульминация и спад, но и текст напрямую раскрывает драматургию произведения. Так же, от текста и фразировки, которую вносит музыка, напрямую зависят места, где вокалист будет брать дыхание. Эти места важно отметить и помнить о них наперёд, чтобы позволить вокалисту удобно и эффектно спеть зачастую непростые с точки зрения дыхания места.

Прежде чем репетировать вместе с вокалистом, пианисту следует ознакомиться с нотным текстом самостоятельно. Не только разобрать свою партию, но и разобрать партию вокалиста. Сыграть её, попеть без игры, затем попеть вместе со своей игрой на фортепиано. Рекомендуется найти в интернете видео/аудио записи исполнения изучаемого произведения (отдавайте предпочтение известным профессиональным исполнителям и качественным записям; попробуйте так же искать записи, вводя название на английском языке). Всё это поможет быстрее запомнить вокальную партию на слух. Концертмейстеру следует практически наизусть знать текст и мелодию исполняемого романса/арии, потому что в процессе исполнения не будет возможности и времени смотреть на вокальную строчку, ведь нужно следить и за своей фортепианной партией.

Знание партии певца нельзя преувеличить. Во-первых, это позволит Вам быстрее овладеть нотным текстом, и не тратить время репетиций на разучивание сложных по совпадению с вокалистом мест. Во-вторых, это позволит Вам заранее предугадать места дыхания, места, где следует немного пойти вперёд и где наоборот нужно немного замедлить, отталкиваясь от музыки, смысла, текста. В-третьих, хорошее знание своей и вокальной партии даёт возможность практически без репетиции выйти на сцену, ведь в таком случае, всё, что требуется – это просто внимательно слушать певца. И напоследок помните, что все мы – люди, а не роботы, и возможны ситуации, когда на сцене певец может забыть текст. В таком случае пианист быстро сходу должен шепотом подсказать начало фразы, или начать играть мелодию вокальной партии, чтобы певец подхватил её, а не молча уткнувшись в ноты доигрывать свою партию.

Следует расширять своё знание вокального репертуара. Приобретайте или скачивайте всевозможные романсы, начиная от А. Алябьева и заканчивая современными композиторами. Изучайте клавиры популярных опер. Больше читайте с листа - этот навык пригодится Вам и в сольном исполнительстве.

Помните, что прежде всего нужно слушать певца. Пианист не должен «тянуть» вперёд, или наоборот отставать. Вместе в дуэте вы должны идеально дополнять друг друга и рассказывать слушателям интересную историю, заложенную в каждом, даже самом небольшом, произведении.

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.